ШПОНОЧНЫЙ ПАЗ
Шпоночный паз представляет собой специальное углубление, которое находится на валу или другой детали и предназначено для размещения шпонки.

Шпонка, в свою очередь, это небольшой стержень или диск, который применяется для передачи крутящего момента и обеспечения правильного соединения между деталями.
Как делают шпоночный паз
Изготовление внешних и внутренних шпоночных пазов включает в себя различные методы обработки материалов для создания соответствующих форм в деталях, которые должны соединяться с помощью шпонок.

Пазы могут быть как на внешней поверхности детали (внешние шпоночные пазы), так и внутри отверстия (внутренние шпоночные пазы).
Внешние шпоночные пазы
Внешние шпоночные пазы обычно вытачиваются или фрезеруются на внешней цилиндрической поверхности вала или другой детали. Мы используем методы:

  1. Фрезерование: С помощью фрезерного станка и подходящей фрезы формируется паз на поверхности детали.
  2. Долбление: Используются долбежные станки для выработки пазов на неподвижных деталях.
Внутренние шпоночные пазы
Внутренние шпоночные пазы изготавливаются в отверстиях, таких как втулки или зубчатые колеса. Для этого мы применяем следующие методы:

  1. Фрезерование: С помощью концевой фрезы или специальной фрезы для шпоночных пазов на фрезерном станке вырезается паз внутри отверстия.
  2. Долбление: На долбежном станке долбяк перемещается вдоль оси отверстия, создавая паз.
Для обоих видов пазов (внутренних и внешних) важны точность размеров и правильность формы, так как это влияет на качество соединения и его работоспособность.

После изготовления пазов, детали со шпонками монтируются вместе, образуя шпоночное соединение, которое передает крутящий момент между валом и другими элементами машины, такими как шкивы, зубчатые колеса или муфты.